Богатые запасы самых разнообразных полезных ископаемых < Укрепление престижа монархии :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Богатые запасы самых разнообразных полезных ископаемых

Богатые запасы самых разнообразных полезных ископаемых

Такое положение при наличии в стране в значительной мере обусловливалось экономической политикой правительства и его западных советников. В металлообрабатывающей и машиностроительной отраслях промышленности число предприятий намного возросло, но они были представлены главным образом мастерскими полукустарного и кустарного типа.

Правда, появились предприятия невысокой мощности по производству холодильников, трансформаторов, насосов для орошения, механических пил, кузовов для грузовиков и автобусов, сборке радиоприемников. В 1959/60—1962/63 гг. вступили в строй три монтажных предприятия автомобильной промышленности. Несколько особняком стояла нефтяная промышленность, управление которой осуществляла ИННК, превратившаяся в 60-х годах в мощную государственную монополию.

В период действия второго семилетнего плана развития ИННК — помимо создания смешанных с американским и итальянским капиталом компаний ИПАК и СИРИП— развернула энергичную деятельность по улучшению снабжения страны нефтепродуктами, освоению новых месторождений, приступила к использованию газа для нужд промышленности и населения.

Было проложено несколько нефтепроводов и газопровод Гач - саран — Шираз, по которому поступал газ на открытый в 1963 г. завод по производству химических удобрений. В целом ход и итоги развития сельского хозяйства и промышленности еще раз подтвердили невозможность добиться эффективного роста производства и более или менее нормального функционирования всего экономического организма страны в условиях социальной отсталости и при односторонней ориентации Ирана на западные державы.

Прозападная ориентация Ирана

Она наиболее яркое выражение находила при осуществлении программы второго плана в области транспорта, которая составлялась в соответствии с рекомендациями экономической комиссии СЕНТО и экспертов империалистических держав. В период действия плана протяженность автомобильных дорог возросла на 11 тыс. км, парк автомашин с 64,7 тыс. в 1955/56 г. увеличился до 139 тыс. в 1961/62 г.

Длина железных дорог достигла 3,5 тыс. км с 1170 мостами и 277 тоннелями общей протяженностью 101 км. Ежедневная пропускная способность железных дорог повысилась с 4 тыс. т в 1953 г. до 15 тыс. т в 1963 г. Расширение и реконструкция портов Бендер-Шахпур и Хорремшехр, через которые проходила значительная часть импортных и экспортных грузов, увеличила пропускную способность морских портов с 870 тыс. до 2 млн. т в год.

Вступило в строй несколько аэропортов, из которых Мехрабадский (Тегеран) принимал самолеты всех классов Заметные сдвиги в использовании современных средств транспорта, в расширении и совершенствовании сети коммуникаций, облегчая и ускоряя рост экономических связей между городом и деревней, создавали предпосылки для развития основных отраслей иранского хозяйства.

Однако в период действия второго семилетнего плана непоследовательность экономической политики государства, проявлявшаяся в поощрении торговой экспансии иностранных монополий фактически в ущерб проектам плана, превратила в условиях узости внутреннего рынка эти сдвиги в известном смысле в свою противоположность Такая политика иранского государства по сути дела способствовала развязыванию кризиса, который охватил иранское хозяйство в конце 50-х — начале 60-х ходов.