Увеличение ввоза траспортных средств < Политика «позитивного национализма» :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Увеличение ввоза траспортных средств

Увеличение ввоза траспортных средств

Особенностью импорта второй половины 50-х годов было, металла и металлоизделий, оборудования и инструментов. Весьма важным моментом явилось, однако, также то, что Иран стал импортировать из стран Запада, прежде всего из США, сельскохозяйственные продукты. Начало этому положило соглашение, заключенное между США и Ираном 20 февраля 1956 г., по которому Ирану предоставлялось право импортировать излишки сельскохозяйственных продуктов из США (это право распространяется в последние годы также на частные лица).

С середины 50-х годов по июнь 1964 г. Иран импортировал из США зерна и муки на сумму 43,1 млн. долл., а в 1964/65 г. — почти на И млн. долл. Кроме США и Англии во второй половине 50-х годов важную роль во внешней торговле Ирана стала играть ФРГ, с которой Иран установил дипломатические отношения в начале 50-х годов. Фирмы ФРГ увеличили ввоз в Иран промышленного оборудования, а также средств транспорта и металлоизделий.

Расширили свою торговую экспансию в Иран в 50-х годах также Япония, Франция и Италия. Промышленно-торговые монополии шести капиталистических стран — США, ФРГ, Англии, Франции, Японии и Италии — начиная с 1954 г. стали занимать ведущее место как в иранском импорте, так и во внешней торговле вообще. В 1954/55 г. на долю этих стран приходилось 62% (по стоимости), а в 1959/60 г. 69% импорта. К концу 50-х годов на три страны — США, Англию и ФРГ — по стоимости приходилось 50—60% иранского импорта.

В результате такого быстрого роста импорта довольно большая часть той валюты, которую Иран стал получать от МНК с 1954 г., стала идти на покрытие дефицита в платежном балансе, причиной которого стал огромный разрыв между импортом и экспортом (в 1961/62 г. импорт был в 6 раз больше экспорта)

Борьба за иранскую нефть между крупнейшими англо - американскими корпорациями

Во второй половине 50-х годов вновь обострилась («большая семерка»), с одной стороны, и некоторыми западноевропейскими и североамериканскими компаниями — с другой. Особенно активно включилась в борьбу за иранскую нефть итальянская государственная компания «Энте национале идрокарбури» (ЭНИ), руководитель которой Энрико Маттеи еще в годы правления Мосаддыка делал закупки иранской нефти, а в 1954 г. безуспешно добивался вхождения ЭНИ в число компаний МНК.

Маттеи не остерегался разоблачать крупнейшие нефтяные тресты, стремясь при этом использовать патриотические чувства народов Ближнего и Среднего Востока в интересах руководимой им итальянской государственной компании. «Мусульманским народам, — говорил он, — надоело, что их эксплуатируют иностранцы. Крупные нефтяные компании должны предложить им больше за их нефть, чем они до сих пор получают».

Эти слова были произнесены уже после того, как 31 июля 1957 г. в Иране был принят Закон о нефти, по которому Иранская национальная нефтяная компания получила право в партнерстве с иностранными компаниями заняться разведкой и эксплуатацией нефтяных месторождений за пределами территории, на которой осуществлял свою деятельность МНК, включая континентальные отмели и шельф в районе Персидского и Оманского заливов.

Этот закон приостановил действие закона 1944 г., принятого по предложению д-ра Мосаддыка и запрещавшего иранскому правительству без разрешения меджлиса вести переговоры с иностранцами «по поводу нефтяных концессий или подписывать какие-либо соглашения». Таким образом, новый закон разрешил выдачу иностранным компаниям нефтяных концессий, обусловив ее, однако, обязательным участием ИННК. Закон предусматривал получение Ираном 75% чистой прибыли смешанных компаний.