Ущерб международному престижу < Превращение Ирана в индустриально-аграрную страну :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Ущерб международному престижу

Ущерб международному престижу

В результате Иран все более оказывался в изоляции от движения солидарности стран Азии, Африки и Латинской Америки, что нанесло серьезный. Совершенно не случайно прозападный курс в области внешней политики с самого начала не только вызывал активный протест прогрессивных кругов и широких слоев общественности, но и был критически оценен рядом политических деятелей — правых националистов (Хаери-заде, Макки и др.).

Особенное недовольство у патриотически настроенных иранцев вызывало то, что мероприятия Советского Союза, направленные на улучшение отношений со своим южным соседом, не встречали понимания со стороны правящих кругов, отстаивавших свои узкоклассовые интересы. В ряде случаев шаги, предпринятые Советским Союзом для восстановления добрососедских отношений с Ираном, дали определенные результаты, способствующие нормализации отношений между двумя странами, однако в целом существенных изменений в межгосударственных отношениях СССР и Ирана не произошло.

Правящие круги США, Англии, ФРГ и других западных держав принимали меры, чтобы не допустить развития добрососедских отношений Ирана с СССР. Под непосредственным давлением США Иран в 1959 г. сорвал переговоры о заключении договора о ненападении с Советским Союзом и подписал двустороннее ирано-американское военное соглашение. Ирано-советские отношения вступили в новую полосу кризиса.

В 1960—1961 гг. между СССР и Ираном сохранялись натянутые отношения, которые препятствовали развитию экономических связей между ними, создавая неблагоприятную обстановку для осуществления подписанных соглашений. Таким образом, идя на уступки империалистическим державам, отказываясь от тех возможностей, которые открывало для Ирана сотрудничество с СССР, иранские правящие круги пренебрегали национальными интересами страны.

Кризисные явления в области экономики и финансов в конце 50-х — начале 60-х годов

Они были вызваны в значительной степени прозападной внешнеэкономической и торговой политикой, а также ростом военных расходов, обусловленных участием Ирана в военном блоке СЕНТО. Тем не менее в начале 60-х годов, в период валютно-финансового кризиса в Иране, США, как и другие страны Запада, уменьшили размеры предоставляемых Ирану субсидий и займов.

Сетуя по поводу подобной политики США, шах в интервью корреспонденту газеты «Нью-Йорк Таймс» говорил о необходимости увеличения американской помощи Ирану ради собственных интересов Запада, напоминая о том, какую важную стратегическую позицию занимает Иран Не найдя необходимой финансовой и экономической поддержки у США и других западных держав для выхода из надвигающегося социально-экономического и политического кризиса, руководители иранской политики были вынуждены обратить еще более серьезное внимание на внутренние проблемы.

Проводимые с 1962 г. иранским правительством социально-экономические преобразования, самым значительным среди которых была аграрная реформа, потребовали значительных средств. Это вновь вызвало необходимость обратиться за финансовой помощью к Западу, который, однако, продолжал проявлять «непонимание» интересов иранского режима. В этих условиях руководители иранской политики, приступая к осуществлению «белой революции», оказались вынужденными основательно пересмотреть свою внешнеполитическую концепцию.

Иранское правительство стало отходить от односторонней ориентации на Запад, от строго проимпериалистического курса в области внешней и внешнеэкономической политики, известной в Иране под названием «позитивного национализма». Иранские лидеры стали говорить о выгодности сотрудничества со всеми государствами, что свидетельствовало о желании Ирана перейти на новый внешнеполитический курс.