Сплошное мошенничество < Развитие демократического движения :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Сплошное мошенничество

Сплошное мошенничество

Кабинет было поручено сформировать «независимому» Шарифу Имами. Однако новое правительство также не сумело предотвратить развитие демократического движения. Продолжались забастовки рабочих. Движение крестьян принимало открытые формы. Так, 12 декабря 1960 г. около 200 крестьян трех селений Амоля разгромили имение крупных помещиков—братьев Мах - дави.

Постоянный характер приобрели выступления учащихся и студентов, а также базарного люда . Правительство охватил кризис, о чем говорили повторные выборы в меджлис, состоявшиеся в январе — феврале 1961 г. Выборы, по словам западной печати, представляли собой. НФ объявил бойкот выборам. В Тегеране из 600 тыс. человек, обладавших правом голоса, в выборах участвовало только 65 тыс., что ярко свидетельствовало о росте непопулярности правительства. Уже в феврале состоялись выступления студентов, которые проходили под лозунгами достижения действительной свободы. В марте — апреле состоялось несколько забастовок рабочих. 2 мая в крупных городах Ирана на улицу вышли учителя, которые настаивали на повышении заработной платы.

В Тегеране по демонстрации преподавателей полиция открыла огонь. 3 мая к учителям присоединились студенты университета. 4 мая перед зданием меджлиса состоялся 30-тысячный митинг, участники которого потребовали наказания виновных в расстреле демонстрадии учителей и отставки правительства. 6 мая кабинет Шарифа Имами ушел в отставку. Прогрессировавшее с каждым днем обострение общественных и политических противоречий, которое было непосредственным следствием разразившегося в Иране финансового и экономического кризиса, заставило как иранскую, так и западную прессу заговорить о том* что положение в стране напоминает революционную ситуацию.

Экономическая стабилизация

С целью выйти из кризиса или хотя бы ослабить его действие правительство еще в сентябре 1960 г. выдвинуло программу «», которая предусматривала сокращение внутренней и внешней задолженности государства, уменьшение кредитов частному сектору, введение ограничений на импорт, борьбу с инфляцией и т. д. На осуществлении этой программы настаивали МВФ и МБРР, встревоженные возможностью финансового банкротства Ирана. США, опасавшиеся, что финансовый крах повлечет за собой нежелательные политические изменения, в июле 1960 г. прямо заявили, что Иран не должен рассчитывать на получение американской помощи до тех пор, пока не будет утверждена приемлемая для МВФ программа «экономической стабилизации».

Однако социально-экономическая база для осуществления этой программы и тем более для погашения недовольства в Иране отсутствовала. В связи с этим государство, обеспокоенное развитием демократического движения, в срочном порядке было вынуждено приступить к осуществлению уже давно назревших социально-экономических преобразований. Выполнение этой задачи было возложено на правительство Али Амини, в котором пост министра сельского хозяйства занял ревностный приверженец аграрной реформы Хасан Арсанджани.

Оценивая приход к власти кабинета Али Амини, газета «Джахан» 7 мая 1961 г отмечала, что он призван «приложить последние усилия для предотвращения свержения и падения своего класса. Он стремится спасти не только себя, но и всех, кто тонет». Между тем эта задача была очень сложной и прежде всего потому, что программа социально-экономических преобразований, как и ранее, встречала мощную оппозицию в высших административных учреждениях и особенно в парламенте — политическом оплоте крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего духовенства.

Доктору Амини, писала по этому поводу 18 июня 1961 г. газета «Санди Таймс», поручено совершить «мирную революцию», чтобы избежать «насильственной революции», но он должен сделать это, не опираясь на какую-либо массовую партию или прогрессивное течение, а как раз через те самые административные учреждения, которые он пытается реорганизовать  Однако обстановка в Иране с каждым днем накалялась.