Социальные мероприятия по рабочему вопросу < Развитие демократического движения :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Социальные мероприятия по рабочему вопросу

Социальные мероприятия по рабочему вопросу

Но поскольку в сложившейся в Иране на рубеже 50—60-х годов социально-экономической и политической обстановке не принесли ощутимых результатов и забастовки рабочих не прекращались, почти единственным средством для «умиротворения» иранского пролетариата оставались военно-полицейские силы. Равным образом, но по иным причинам, не была выполнена программа распределения частных земель среди крестьян. 6 декабря 1959 г. был опубликован законопроект об аграрной реформе. Он устанавливал максимум землевладения в 300 га поливной или 600 га богарной земли.

Не подлежали отчуждению фруктовые сады, а также земли, которые обрабатывались с помощью машин и наемных рабочих. Стоимость земель государство обязывалось выплачивать помещикам в рассрочку в течение 15 лет, а само предполагало получить за тот же период их стоимость с крестьян — новых собственников. Текст проекта был снабжен примечаниями и оговорками, открывавшими для помещиков возможность достаточно безболезненно перенести проведение реформы.

Но даже такой законопроект вызывал резкое противодействие крупных помещиков, которые добились того, что аятолла Боруджерди (глава шиитского духовенства в Иране) в январе 1960 г. объявил, что этот законопроект противоречит шариату и конституции. Тем не менее законопроект поступил на рассмотрение специальной комиссии меджлиса, состоявшей в большинстве из представителей помещиков. Комиссия увеличила предел землевладения до 400 га поливной и 800 га богарной земли. Стоимость имений должна была определяться на основе так называемых справедливых цен, что позволяло помещикам выручить за имения максимальную сумму.

Выкупные платежи

Срок получения помещиками был сокращен до 10 лет. Этот законопроект, указывал на пресс-конференции министр сельского хозяйства Хасан Арсанджани, отвечал только интересам «влиятельных господ, занимавших кресла в меджлисе и злоупотреблявших своим положением». Однако законопроект 15 марта был принят меджлисом, 16 мая утвержден сенатом, а 25 мая одобрен шахом.

Таким образом, помещикам фактически удалось задержать раздел частных имений. Осуществление названных мероприятий с наглядностью показало несостоятельность правительства в разрешении насущных социальных проблем, что сопровождалось дальнейшим падением его престижа. Это ярко проявилось во время выборов в меджлис XX созыва в августе 1960 г., когда лишь путем беспримерной фальсификации результатов голосования правительству удалось добиться, чтобы большинство меджлиса составили члены партий «Меллиун» и «Мардом».

Для создания видимости демократических выборов в меджлис допустили незначительное число «независимых» с лидером Али Амини, который ранее занимал важные посты в высших органах власти. В роли действительной оппозиции выступал НФ, который выдвигал требования демократических преобразований. Мрачную картину выборов, свидетельствовавшую о царившем в Иране произволе, нарисовал французский корреспондент «Пари пресс — Энтрансижаь» Жан Лартеги в серии статей, опубликованных 26—31 октября 1960 г. Итоги выборов, писал он, были определены заблаговременно, и ряд иностранных послов уже за три недели до их проведения имел точные сведения о будущем составе меджлиса.

Поэтому обычными средствами проведения выборов были насилие, подделка и подтасовка бюллетеней. В отдельных небольших городах жители только из газет узнавали, что они принимали участие в выборах и за кого голосовали. Такие выборы вызывали массовые протесты, сопровождавшиеся столкновениями с полицией и жандармерией. Государство было вынуждено аннулировать итоги голосования, а кабинету Экбаля пришлось подать в отставку. Правительство в лице партий «Меллиун» и «Мардом», указывала Энн Ламбтон, «потерпело полное фиаско.