Система министерства здравоохранения < Умиротворение иранского пролетариата :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Система министерства здравоохранения

Система министерства здравоохранения

Принимая во внимание го обстоятельство, что большинство врачей работало не в, а занималось частной практикой  или работало в различных ведомствах, обществах и компаниях, то станет совершенно очевидным, что даже значительная часть населения крупных городов не имела еще фактически возможности пользоваться медицинской помощью.

По данным недавних обследований организаций здравоохранения, 50% населения Ирана .пока полностью лишено медицинского обслуживания . Явно неблагополучное положение с медицинским обслуживанием населения вызывает беспокойство у представителей официальных кругов, которые видят в этом серьезные препятствия для переустройства иранского общества на капиталистический лад. В связи с этим наряду с расширением контингента учащихся медицинских учебных заведений предпринимаются шаги по предотвращению утечки выпускников этих учебных заведений за границу.

Однако, как сообщала 19 августа 1974 г. газета «Аяндеган», утечка медицинских кадров не только не уменьшается, но даже возрастает. Если в 1966 г. Иран, по сведениям газеты, покинуло 80 выпускников медицинских учебных заведений, то в 1972 г.— 300. В то же время иранское правительство осуществляет меры по возвращению на родину врачей иранского происхождения, работающих в других странах, и прежде всего в США.

Врачам обещают льготы в вопросах военной службы, ссуды для открытия частных медицинских учреждений, высокую заработную плату при поступлении в государственные организации здравоохранения 16Э. Иранское правительство предпринимает также попытки восполнить острую нехватку медицинских специалистов за счет привлечения их главным образом из стран Азии — Индии, Пакистана, Таиланда, Филиппин. Иностранных специалистов предполагается использовать преимущественно для улучшения медицинского обслуживания в сельских местностях.

Подготовка медицинских кадров

Осуществлением этих и иных мероприятий, особенно расширением в национальных учебных заведениях и за рубежом, иранское правительство рассчитывает покрыть неотложные потребности системы здравоохранения, которая нуждается в дополнительном «привлечении «в 1973/74—1977/78 гг. не менее 16 тыс. врачей. Между тем в Иране в 1972/73 г. было только 9,6 тыс. врачей (против 4,5 тыс. в 1963/64 г.), 1,7 тыс. стоматологов (782), 9,1 тыс. медсестер и фельдшеров (1000).

Из прочих общественных преобразований, призванных ослабить демократическое движение и симулировать активное участие населения в осуществлении проектов реконструкции Ирана, важное значение придается мероприятиям по эмансипации женщин, повышению их роли в социально-экономической жизни страны. Среди этих мероприятий, встретивших упорное сопротивление реакционных кругов, и особенно высшего и среднего духовенства, следует отметить три основных: предоставление женщинам в соответствии с одобренным на референдуме 26 января 1963 г. законом избирательных прав наравне с мужчинами; принятие в июне 1967 г. меджлисом закона о защите прав женщин в семье; издание в июле 1968 г. закона об общественной службе женщин 173.

Эти и другие мероприятия вызвали серьезные сдвиги в положении женщин в Иране, что проявилось прежде всего в повышении их удельного веса в составе самодеятельного населения. Число занятых среди женщин за период с 1956 по 1966 г. возросло с 573 тыс. до 910 тыс., или почти на 60%, а число занятых среди мужчин — только на 11,5%. В 1972/73 г. число занятых среди женщин оценивалось в 1382 тыс. По предварительным подсчетам, за счет увеличения использования труда женщин предполагается покрыть свыше 50% потребностей иранского хозяйства в дополнительной рабочей силе в период пятого плана.