Улучшение организации и рост производства < Умиротворение иранского пролетариата :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Улучшение организации и рост производства

Улучшение организации и рост производства

Иранские авторы в своих комментариях к тексту закона отмечают, что этот закон способствует установлению «дружественных отношений» между рабочими и предпринимателями и воздвигает преграды для забастовок, ибо закрытие предприятий уже не приносит выгоды рабочим. Участие рабочих в прибылях, говорил шах, приводит к повышению их материальной заинтересованности в развитии производства и росту эффективности труда.

Вместе с тем осуществление закона, по словам шаха, должно вызвать у рабочих то же чувство «непосредственного участия в распределении доходов страны», какое возникает у крестьян-из - долыциков, когда они становятся хозяевами земли и воды и приобретают чувство ответственности за их сохранение Рассматриваемый закон предусматривает распределение между рабочими части чистых доходов предприятий. Размер ее устанавливают в зависимости от выхода продукции, сокращения затрат, уменьшения брака и иных факторов, а также путем прямого определения доли рабочих.

Все эти условия оговаривают в коллективных договорах, которые заключают предприниматели и представители рабочих. Сумма распределяемой среди рабочих части чистой прибыли не должна превышать 20% ее общего объема. Распределение прибылей между рабочими должно происходить с учетом стажа, мастерства и заработной платы. Основные положения закона свидетельствуют о стремлении государства добиться интенсификации труда рабочих и сокращения издержек производства, о попытках правительства, направленных на превращение квалифицированных кадров иранского пролетариата в своего рода рабочую аристократию. В то же время основные положения закона в принципе отражают вызванные воздействием на Иран научно-технической революции объективные потребности в квалифицированной рабочей силе, в которой хозяйство страны испытывает острый недостаток и которая нуждается для воспроизводства в сравнительно высоком уровне материальных и культурных благ.

Дополнительное вознаграждение

В процессе осуществления закона на частных предприятиях с новейшим оборудованием и передовой технологией обеспечиваются необходимые материальные предпосылки для разрешения рассматриваемого вопроса. «Дополнительное вознаграждение», приходившееся во второй половине 60-х годов на долю каждого занятого на этих предприятиях, нередко в 4—5 раз превышало «дополнительное вознаграждение» рабочих на предприятиях, оснащенных устаревшим оборудованием.

Велика разница и в размере «дополнительного вознаграждения» на предприятиях различных отраслей. Так, на одном из сахарных предприятий Керманшаха с числом занятых 137 каждый рабочий в виде доли от участия в прибылях предприятия получал 5839 риалов, а на столичном автомобильном заводе, где осуществлялся монтаж автомашин марки «Джип», с числом занятых 152 эта же доля составляла в среднем 14 323 риала. Равным образом резкие градации наблюдались в размере добавочных сумм, которые выплачивались различным категориям рабочих.

Например, на предприятиях Бехшахра в 1970/71 г. при средней величине «дополнительного вознаграждения» в 4830 риалов размер этого вознаграждения в целом колебался в пределах от 4025 до 8050 риалов  Действие закона в 1963/64—1971/72 гг. распространилось на 2911 предприятий со 170 тыс. занятых Эти данные (если принимать во внимание, что на каждое из этих предприятий приходилось в среднем около 60 рабочих) косвенно свидетельствуют, что закон применялся в первую очередь на фабрично-заводских предприятиях.

Учитывая, что в обрабатывающей и добывающей промышленности (без нефтяной) в марте 1972 г. было 5100 «крупных предприятий» с 350 тыс. рабочих92, закон охватил более 57% предприятий с числом рабочих более 10 и около 50% занятых на этих предприятиях. Аналогичное положение в общем наблюдалось и в последующие годы, хотя сфера действия закона заметно расширилась. Закон в марте 1975 г. охватил 6011 предприятий с 295,4 тыс. занятых.

В то же время 120 тыс. рабочих и служащих государственных предприятий получили право на долю прибылей в ходе применения на этих предприятиях системы премиального поощрения. Закон применялся главным образом в районах, где наблюдалась довольно сильная концентрация пролетариата, и прежде всего в Центральном остане (включая Тегеран). На этот остан приходилось около 60% всех рабочих, охваченных законом об участии в прибылях.