Рост добычи и экспорта иранской нефти < Создание Европейского экономического сообщества :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Рост добычи и экспорта иранской нефти

Рост добычи и экспорта иранской нефти

В последующие годы никаких решений не было принято. Стороны согласились для решения этого вопроса провести новую серию переговоров Хотя переговоры были секретными, ряд статей, появившихся в зарубежной печати, свидетельствовал о том, что в ходе переговоров обсуждались и другие весьма важные вопросы.

Так, «Файнэншл Таймс» 6 мая 1969 г. опубликовала беседу шаха с корреспондентом газеты, во время которой глава иранского государства заявил, что в консорциум входят такие компании, основные интересы которых связаны с другими районами, «Мы предлагаем им, — сказал шах, — продать свои акции». Покупателями доли этих компаний, по словам шаха, могли быть фирмы Японии, ФРГ и других стран. Лондонский «Экономист» в мае 1969 г. с раздражением отмечал, что такими компаниями, которым шах предлагает уйти из МНК, являются «Бритиш Петролеум» и «Галф Ойл» (первой принадлежат 40% акций консорциума, а второй — 7%).

На переговорах также обсуждалось требование Ирана о возвращении ИННК нефтеносного района Марун, входящего в зону деятельности МНК. В октябре 1969 г. в Лондоне начался новый тур переговоров между руководителями ИННК и МНК, во время которых иранская сторона первостепенное значение придавала увеличению доходов от нефти. По мнению иранских руководителей, они должны были составить в 1970/71 г. 1156 млн. долл. Иранская сторона добивалась также согласия МНК на строительство нефтепровода от Ахваза до Искендерона, турецкого порта на Средиземном море. В результате этих переговоров нефтяные концерны — члены МНК удовлетворили требования ИННК и иранского правительства об увеличении добычи нефти в 1970/71 г.

Спрос над предложением на мировом капиталистическом рынке нефти

В 1970 г. переговоры между ИННК и представителями МНК приобрели еще большее значение в связи с опережающим ростом. Члены ОПЕК решили воспользоваться благоприятной конъюнктурой для достижения тех целей, ради которых была создана их организация. XXI сессия ОПЕК (Каракас, декабрь 1970 г.) предъявила требования нефтяным трестам Запада отчислить минимум 55% прибылей от продажи сырой нефти, а также повысить справочные цены на нефть, на основе которых производятся отчисления странам - экспортерам.

В декабре 1970 г. МНК согласился выплачивать ИННК не 50% прибыли от продажи сырой нефти, а 55%. Таким образом, окончательно пришел конец системе 50 : 50, установленной в Иране в 1954 г. В соответствии с принятыми на XXI сессии ОПЕК решениями в январе 1971 г. в Тегеране начались переговоры между представителями шести государств Персидского залива и Международным нефтяным картелем, к которым присоединились еще 15 американских, западноевропейских и японских компаний.

Во время этих переговоров Иран, Ирак, Саудовская Аравия и другие страны региона потребовали от крупнейших нефтяных компаний развитых капиталистических стран удовлетворения всех требований, изложенных в резолюции XXI сессии ОПЕК. Когда представители нефтяных монополий отвергли эти требования, переговоры были прерваны.

В начале февраля 1971 г. в Тегеране была созвана чрезвычайная XXII сессия ОПЕК. Она единодушно приняла решение, в котором говорилось, что страны Персидского залива — члены ОПЕК предпримут с 15 февраля практические шаги для достижения целей, поставленных XXI сессией. В случае если какая-либо нефтяная компания в течение семи дней не согласится с требованиями ОПЕК об отчислении нефтедобывающим странам минимум 55% прибылей от продажи сырой нефти и о повышении «справочных» цен на нефть, правительство страны-экспортера предпримет соответствующие санкции, включая прекращение подачи нефти этой компании.