Развитие производства в деревне < Развитие демократического движения :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Развитие производства в деревне

Развитие производства в деревне

Параллельно с аграрными преобразованиями и ирригационным строительством иранское государство с целью осуществляет программы борьбы с вредителями и болезнями растений и животных, внедрения передовых методов агрикультуры, расширения применения машин и химических удобрений. В результате проведения этих мероприятий, например, число тракторов в сельском хозяйстве возросло с 6 тыс. в 1961/62 до 24 тыс. в 1972/73 г., а потребление химических удобрений с 39 тыс. т в 1961/62 г. до 440 тыс. т в 1972/73 г. и 480 тыс. т в 1973/74.

С 1968/69 г. в иранской деревне на землях под рядом основных культур осуществляются проекты «развития производства», или проекты «зеленой революции». В 1973/74 г. выполнение этих проектов, предусматривающее льготные поставки крестьянам минеральных удобрений и сортовых семян, предоставление льготных кредитов и иных привилегий, охватило на землях под пшеницей около 400 тыс. га, рисом — 285 тыс., хлопчатником — 230 тыс. га Все эти мероприятия носят пока, однако, весьма ограниченный характер и не сопровождаются сколько-нибудь серьезными сдвигами в развитии сельского хозяйства в целом. Тем не менее в своих довольно узких рамках осуществление этих мероприятий дает сравнительно высокие результаты.

Немалые заслуги в достижении этих результатов принадлежат созданному на основе закона от 18 января 1965 г. корпусу развития и благоустройства, на который отчасти возлагается осуществление названных мероприятий в местных масштабах. С мая 1965 г. по декабрь 1974 г. было 17 наборов в этот корпус, который формировался из призывников — сельскохозяйственных и технических специалистов и выпускников средних школ.

После предварительной подготовки они направляются в деревню, где занимаются созданием опытно-демонстрационных участков различных культур, знакомят крестьян на краткосрочных курсах с современными методами агрикультуры, с применением сельскохозяйственных машин и химических удобрений, оказывают им содействие в строительстве и ремонте ирригационных сооружений, в санитарном обеспечении источников питьевой воды, в прокладывании проселочных дорог и т. д. В 1965—1974 гг. в деревне работало 24,9 тыс. членов корпуса, в том числе около 4,7 тыс. сельскохозяйственных и технических специалистов.

Увеличение выхода продукции

Наряду с осуществлением проектов, направленных на растениеводства и животноводства, государство проводит мероприятия по повышению культурного уровня и улучшению социального обеспечения деревни, что, в свою очередь, должно способствовать развитию производства в сельских районах, а также облегчению материального и бытового положения крестьян. Ведущее место среди этих мероприятий отводится борьбе с неграмотностью и налаживанию медицинского и санитарного обслуживания сельского населения.

Выполнение этих задач возложено на два корпуса — просвещения и здравоохранения, члены которых рекрутируются из призывников с профессиональным образованием и в значительной степени из выпускников средних школ, проходящих специальную предварительную подготовку. В 1963—1973 гг. было 22 набора в мужской корпус просвещения, которые охватили 89,7 тыс. человек. Вместе с тем в деревне в 1969—1973 гг. работало около 14,7 тыс. членов женского корпуса просвещения (10 наборов) . При содействии членов корпусов в деревне в рассматриваемый период открылось более 15 тыс. школ. За приблизительно 12 лет (к январю 1975 г.) в школах корпуса просвещения прошли курс обучения 1468.5   тыс. детей и подростков и 678,9 тыс. взрослых.

Помимо выполнения своих прямых обязанностей по борьбе с неграмотностью и развитию начального образования члены корпусов просвещения принимали участие в мероприятиях по благоустройству сельских районов и внедрению современных методов агрикультуры в иранской деревне. Следует отметить, что в конце 60-х — начале 70-х годов наблюдалось весьма быстрое расширение деятельности корпусов просвещения. Так, если в 1967/68 учебном году в иранской деревне было около 7 тыс. школ корпусов просвещения с 7,9 тыс. учителей и 269,4 тыс. учащихся, то в 1972/73 учебном году —12.5 тыс. школ (16,7 тыс. классов) с 20,4 тыс. учителей и 483 тыс. учащихся.