Раздел коронных имений и земель < Укрепление престижа монархии :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Раздел коронных имений и земель

Раздел коронных имений и земель

Осуществляя халесе, государство и сам шах наряду со стремлением повысить свой политический престиж в какой-то мере рассчитывали, что помещики последуют этому примеру. Однако лишь несколько помещиков, да и то членов партий «Мардом» и «Меллиун», согласились распределить свои земли между крестьянами. Основная же масса помещиков, особенно крупных собственников и ханов племен, выдвигавших притязания на часть земель халесе и не без причины опасавшихся распространения рассматриваемых мероприятий на частные имения, не только не вняла увещеваниям правительства, но и выступила против этих мероприятий.

В результате крупным помещикам и ханам племен удалось затормозить раздел коронных замель и земель халесе. Однако упорное сопротивление проведению этих мероприятий имело для них серьезные отрицательные последствия. Их противодействие названным мероприятиям, в котором общественное мнение справедливо усматривало борьбу против аграрных преобразований вообще, фактически способствовало развязыванию широкой кампании за немедленное разрешение аграрного вопроса, за раздел частных имений. И если сначала крупные помещики и ханы племен подвергались сравнительно легкой критике, то в 1959—1960 гг. эта критика переросла в настоящую «обличительную кампанию».

В ходе кампании довольно четко обозначилось размежевание общественных сил по аграрному вопросу, в значительной мере определилась общественная изоляция крупных помещиков и ханов племен по основным проблемам аграрных преобразований, что в дальнейшем во многом предопределило весьма решительные акции государства по разрешению этих проблем.

Ускорение темпов роста производства и устойчивого развития хозяйства

Не случайно эта кампания достигла апогея в конце 50-х — начале 60-х годов, когда воочию и со всей неизбежностью провалились попытки государства добиться на пути не подкрепленных общественными преобразованиями экономических мероприятий, на пути односторонней ориентации в осуществлении своих экономических программ на помощь западных держав.

Это наглядно проявилось при осуществлении второго семилетнего плана развития (сентябрь 1955 г. — сентябрь 1962 г.), для выполнения которого в качестве основных финансовых источников предусматривались отчисления МНК и займы иностранных монополий На Плановую организацию в 1954—1962 гг. приходилось 420,3 млн.долл. из 532,5 млн. долл. (без кредитов МВФ), или почти 80% средств, выделенных Ирану за границей в виде кредитов на экономическое развитие. Эти кредиты стали главным компонентом формирования внешней задолженности государства и важным фактором укрепления зависимости иранского хозяйства от деятельности иностранных монополий.

Разработка второго семилетнего плана была передана на откуп американским фирмам, что непосредственно сказалось на распределении ассигнований государства по основным отраслям хозяйства. Из 84 млрд. риалов намеченных ассигнований (они были реализованы почти на 90%) на развитие транспорта и связи предусматривалось израсходовать 40,5%, сельского хозяйства — 29,7, промышленности—11,2%.

Такое распределение ассигнований, если помнить о том, какое место США и другие западные державы отводили Ирану в своих программах «обороны» пресловутого «свободного мира», вполне отвечало интересам монополий, видевших в Иране прежде всего важный источник сырья и рынок сбыта своих товаров. Иранский автор Насер Моатамади прямо писал, что иностранные специалисты в своей деятельности в Иране руководствовались не интересами страны, а пожеланиями пославших их туда фирм.