Ежегодный средний прирост валового национального продукта < Укрепление суверенитета Ирана :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Ежегодный средний прирост валового национального продукта

Ежегодный средний прирост валового национального продукта

В период пятого плана устанавливается в 25,9%. Однако такие необычайно высокие темпы экономического роста во многом являются искусственными, ибо они в значительной мере выведены не исходя из развития национального производства, а исходя из резкого увеличения в формировании валового национального продукта доли нефтяной промышленности в результате прежде всего невиданного повышения цен на ее продукцию во второй половине 1973/74 г.

Так, прирост валового национального продукта (в постоянных ценах 1972/73 г.) достиг 32,8% в 1973/74 г., а в 1974/75 г. ожидался в 51,1%. Вместе с тем прирост валового национального продукта в 1975/76 г. предполагается в размере 16,4%, в 1976/77 г. —в 16,6%, в 1977/78 г. —в 16,4%. Эти цифры и отражают в значительной степени действительные темпы экономического роста в период пятого плана. Их предусматривается добиться за счет повышения (в сравнении с первым вариантом плана) темпов роста во всех основных отраслях хозяйства: промышленности (без нефтяной и газовой)—с 15 до 18%, сфере услуг —с 11,5 до 16,4%, сельском хозяйстве— с 5,5 до 7%.

При этом темпы прироста нефтяной и газовой промышленности (опять-таки за счет первых двух лет плана) намечаются в размере 51,5%. В результате при увеличении удельного веса нефтяной и газовой промышленности в формировании валового национального продукта в 1972/73—1977/78 гг. с 19,5 до 48,7% предполагается сокращение доли промышленности с 22,3 до 16,1%, сферы услуг — с 40,1 до 27,2%, сельского хозяйства — с 18,1 до 8.

Ассигнования государства

Программа пятого плана, оставляя за промышленностью ведущее положение в, отличается необычайно высоким ростом затрат на развитие сельского хозяйства. Ассигнования Плановой организации по этому разделу устанавливаются в 296,74 млрд. риалов, что более чем в 4,5 раза превышает намеченные ассигнования по четвертому плану. Вместе с тем государство увеличивает расходы на развитие сельского хозяйства из средств обычного бюджета с 26 млрд. риалов до 72,7 млрд. риалов. Инвестиции частного сектора в сельское хозяйство возрастают с 41,1 млрд. риалов до 132,4 млрд. риалов. Однако 70 млрд. риалов из этой суммы предполагается покрыть за счет намеченных на развитие сельского хозяйства ассигнований государства. По пятому плану (учитывая 3,5 млрд. риалов расходов по обычному бюджету и 4 млрд. риалов инвестиций частного сектора) выделяется 171,74 млрд. риалов на цели ирригационного строительства, обеспечение сельского хозяйства водой для орошения, населения города и деревни питьевой водой и т.д.

Свои основные усилия в области сельского хозяйства государство направляет на обеспечение научно-технической базы производства, разрешение проблемы сбыта продукции сельского хозяйства, на начатое еще в период четвертого плана переустройство производства в деревне на основе создания и развития крупных современных хозяйств.

Пятый план предусматривает расширение площади поливных земель, используемых агро-индустриальными комплексами, на 300 тыс. га; рост числа сельскохозяйственных акционерных обществ до 143 с общим фондом сельскохозяйственных угодий в 420 тыс. га\ создание 60 производственных кооперативов; значительное увеличение числа механизированных коммерческих ферм.

С осуществлением этих мероприятий (они предполагают широкое участие национального и иностранного частного капитала) ожидается, что в конце пятого плана из приблизительно 4,1 млн. га поливных земель 8% будет обрабатываться агро-индустриальными предприятиями, свыше 12% сельскохозяйственными акционерными обществами и производственными кооперативами и 30% механизированными коммерческими фермами.

В результате осуществления этих проектов и различных мероприятий по повышению урожайности предусматривается, что среднегодовой темп прироста условно-чистой продукции в растениеводстве составит 5,95%.