Приобретение военной техники и снаряжения < Создание Европейского экономического сообщества :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Приобретение военной техники и снаряжения

Приобретение военной техники и снаряжения

Иран со второй половины 60-х годов стал тратить огромные средства для Журнал «Юнайтед Стейтс Ньюс энд Уорлд Рипорт» в номере от 15 октября 1973 г. сообщал, что с 1965 по 1972 г. Иран израсходовал на приобретение в США военной техники 3,7 млрд. долл., а в 1973 г. заключил сделку на поставку американского оружия еще на 1,9 млрд. долл. По сообщению журнала, значительные по стоимости военные заказы размещены Ираном и в Англии.

В начале января 1975 г. член палаты представителей американского конгресса К. Лонг опубликовал доклад главного учетного управления США, в котором отмечается, что в 1973—1974 гг. Соединенные Штаты направили Ирану новейшее вооружение на сумму 6,8 млрд. долл. В докладе говорится, что были поставлены, в частности, новейшие реактивные истребители «F-14», противотанковые ракеты и др.

В письме К. Лонга президенту США Дж. Форду указано, что вся эта военная программа осуществлялась в условиях строжайшей секретности, без обсуждения конгрессом  Оснащая вооруженные силы современными видами оружия, в том числе и стратегического значения, иранские руководители, при активной поддержке США, выступают за гальванизацию СЕНТО.

Использование Ираном доходов от нефти на вооружение, как отмечает английский еженедельник («Экономист» (17—23 мая 1975 г.), «отвечает стратегическим интересам западного мира». С другой стороны, после 1962 г. Иран стал осуществлять такой курс в области внешней политики, который был направлен на улучшение политических отношений с социалистическими и развивающимися странами и расширение с ними экономического и культурного сотрудничества.

Советско-иранские экономические соглашения

Заключенные в середине 60-х годов заложили основу долгосрочного экономического и научно-технического сотрудничества между двумя странами, способствуя улучшению межгосударственных отношений.

Благодаря этому новому позитивному направлению во внешней политике Иран получил возможность значительно укрепить свои внешнеполитические позиции и создать благоприятные экономические условия для решения задачи преодоления отсталости, в первую очередь для проведения намеченных реформ и осуществления планов индустриализации.

Помимо внутренних социально-экономических и политических факторов, способствующих появлению нового позитивного направления в области внешней политики, следует принимать во внимание сильное воздействие на иранскую общественность проводимой СССР политики мира, а также впечатляющих выгод, которые получает ряд стран Ближнего и Среднего Востока (Египет, Сирия и др.) в результате сотрудничества со странами социалистического содружества.

Улучшение политических отношений с социалистическими государствами, установление и расширение экономического и научно-технического сотрудничества с ними, развитие многосторонних связей с развивающимися странами, поддержка дипломатической активности Египта и других арабских государств, направленной на политическое урегулирование ближневосточного конфликта, осуждение иностранного вмешательства в Индокитае, требование об освобождении оккупированных Израилем в 1967 г. территорий арабских стран, поддержка национальных прав народа Палестины и ряд других внешнеполитических акций иранского руководства, предпринятых после 1962 г., свидетельствуют о том, что правящие круги Ирана в состоянии в известной мере отмежеваться от политического курса империалистических кругов США и Англии в области международных отношений.

Совместное выступление Ирана и арабских государств зоны Персидского залива против крупнейших нефтяных монополий развитых капиталистических стран в конце 1970 — начале 1971 г., которое завершилось победой стран — экспортеров нефти, явилось еще одним свидетельством того, что национальные интересы убедительно требуют проведения Ираном политики сотрудничества с прогрессивными антиимпериалистическими силами.