Правительство Ирана < Правительство генерала Фазлулла Захеди :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Правительство Ирана

Правительство Ирана

Шедшее в фарватере политики США и Великобритании, в 1958 и 1959 гг. и впоследствии неоднократно становилось на путь осложнения своих отношений с Иракской Республикой. Несмотря на приведенное выше заявление США, в октябре 1959 г. в Вашингтоне на заседании Постоянного комитета СЕНТО 31 обсуждался план агрессивных мероприятий в отношении Ирака. Однако твердая позиция миролюбивых государств, особенно СССР, а также ряд других обстоятельств, в том числе опасения отрицательных резонансов такого шага на Арабском Востоке, вынудили США и членов СЕНТО вновь отказаться от идеи агрессии.

Руководители Турции, Ирана, Пакистана и Англии, обеспокоенные результатами иракской революции 1958 г., совершили новый шаг по пути укрепления военных и политических связей с США. «После иракского переворота 1958 г.— пишет шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, — когда оставшиеся участники Багдадского пакта встретились, мы стали настаивать на том, чтобы Соединенные Штаты присоединились к пакту. США уклонились временно, хотя они уже были членами большинства комитетов пакта.

Вместо этого Соединенные Штаты Америки предложили заключить двусторонние чисто оборонительные соглашения с Турцией, Пакистаном и Ираном» В связи с ирано-американскими переговорами относительно заключения нового военного соглашения Советское правительство выступило с официальным заявлением, в котором, в частности, подчеркивалось, что, идя на такой шаг, иранское правительство «переступает гу грань, за которой начинается прямое содействие определенным иностранным кругам в осуществлении их агрессивных планов, направленных против СССР и других миролюбивых государств».

Правящие круги Ирана, обеспокоенные тем впечатлением, которое оказало на общественность страны советское заявление, предложили Советскому правительству заключить с Ираном договор о ненападении. Советское правительство дало согласие на заключение такого договора. Узнав о переговорах между правительствами Ирана и СССР, президент США немедленно отправил адмирала Редфорда в Тегеран с особыми поручениями.

Двустороннее военное соглашение

Вскоре, в январе 1959 г., иранская сторона отказалась от подписания договора о дружбе и ненападении и советская делегация покинула Иран. 5 марта 1959 г. в Анкаре посол Ирана генерал Арфа и посол США Ф. Уоррен подписали между двумя странами. В преамбуле соглашения, подписанного между Ираном и США, обе стороны подтверждают свою решимость «об обеспечении коллективной безопасности и об оказании сопротивления прямой и косвенной агрессии».

В случае агрессии против Ирана правительству США предоставлялось право принимать необходимые меры, включающие использование американских вооруженных сил Правительство Ирана брало на себя обязательство использовать американскую военную и экономическую помощь «в соответствии с целями и задачами, которые были определены государствами, подписавшими Лондонское коммюнике от 28 июля 1958 г., а также в целях создания эффективных средств для развития экономики Ирана и сохранения его независимости и территориальной целостности».

Таким образом, с подписанием двойственного соглашения «доктрина Эйзенхауэра» нашла свое юридическое оформление в документе, регулирующем военно-политические отношения между США и Ираном. Как видно из преамбулы и статей этого соглашения, США предоставляется по существу право своими вооруженными силами вмешиваться во внутренние дела и внешние взаимоотношения Ирана, использовать их при случае для сохранения верного и дружественного им режима. Одним словом, это соглашение ограничивает политический суверенитет иранского народа.

Двустороннее соглашение с Соединенными Штатами Америки, так же как и членство в СЕНТО, оказали отрицательное воздействие на экономическое и финансовое положение Ирана. В 1958 г. посол Ирана в США Али Амини утверждал, что участие в Багдадском пакте увеличило государственные расходы страны ежегодно на 60 млн. долл.. В последующие годы военные расходы увеличились еще больше. Если в 1955/56 г, военно-полицейские расходы составляли 6,2 млрд. риалов, то в 1960/61 г. — 13,5 млрд. риалов. Помимо прямых бюджетных военных расходов правительство Ирана финансировало строительство объектов военного назначения по линии Плановой организации.