Политическая стабилизация < Правительство генерала Фазлулла Захеди :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Политическая стабилизация

Политическая стабилизация

Правящие круги Ирана со своей стороны в этот период проявляли большую склонность к тесному сотрудничеству с империалистическими государствами, исходя из внутриполитического положения. После августовского переворота 1953 г. произошли значительные перемены в политической жизни страны. Иранский парламент, который с осени 1941 г. стал играть значительную роль не только в формировании правительства, но и в определении его политической линии, утратил вскоре после переворота полностью свою былую самостоятельность и превратился в послушное орудие шахского двора.

Очень расширились прерогативы шаха, который стал играть решающую роль в определении курса внешней и внутренней политики страны. Он стал лично диктовать осуществляемую Советом министров политическую линию. Без консультации с парламентом шах по своему усмотрению назначал премьер-министра и руководителей важнейших министерств и государственных учреждений Все продолжающие выходить газеты и журналы превратились в рупор правящих кругов.

Партии и демократические профсоюзы были разгромлены. Народной партии Ирана пришлось уйти в глубокое подполье. Был наложен запрет на деятельность примыкающих к Национальному фронту партий и общественных организаций. Значительная часть прогрессивных и промосаддыков - ских деятелей была вынуждена эмигрировать. Многие деятели НПИ, НФ и других организаций были казнены, находились в тюрьмах и ссылке. Забастовки и стачки были запрещены. Сохранение военного положения давало возможность правительству продолжать репрессии против любых проявлений недовольства его политикой.

Все эти меры правящей верхушки дали возможность временно почти свести на нет открытые выступления против правительства. Однако относительной достичь не удалось. В этих условиях правящие круги важным средством укрепления своих внутренних и внешнеполитических позиций стали считать политику тесного сотрудничества с империалистическими государствами, и прежде всего с США и Англией.

Восстановившие в результате августовского переворота 1953 г. свои политические позиции помещики и капиталисты видели в сближении с США гарантию сохранения своей власти. Это делало Иран возможным участником военного блока, сколачивание которого началось с подписания 2 апреля 1954 г. «Соглашения о дружественном сотрудничестве» между Турцией и Пакистаном, т. е. двумя участниками агрессивных блоков НАТО и СЕАТО соответственно, созданных под эгидой США.

В дальнейшем, в феврале 1955 г., в Багдаде был подписан уже «Пакт о взаимном сотрудничестве между Ираком и Турцией», носивший военный, политический и экономический характер. В ст. 1 пакта говорилось, что «договаривающиеся стороны будут сотрудничать в целях обеспечения своей безопасности и обороны». А в ст. 5 указывалось, что «пакт будет открыт для присоединения членам Лиги арабских стран в поддержании мира и безопасности в этом районе мира и признанного обеими высокими договаривающимися сторонами». Симптоматично, что пакт первоначально был заключен между Турцией, страной, особенно близкой к США, и Ираком, наиболее связанным с Англией. Однако, несмотря на нажим США, помимо Ирака другие арабские страны, понимая его проимпериалистический характер, отказались вступить в этот пакт.