Отношение Ирана с Советским Союзом < Умиротворение иранского пролетариата :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Отношение Ирана с Советским Союзом

Отношение Ирана с Советским Союзом

Значительную роль сыграло улучшение и другими социалистическими странами в привлечении к осуществлению проектов экономического строительства частного сектора, что проявлялось прежде всего в открытии для иранских товаров надежного и емкого рынка этих стран.

Постепенное утверждение на рынке социалистических стран, благоприятно относящихся к размещению экспортной продукции иранской промышленности и сельского хозяйства, имеет для экономического развития Ирана, пожалуй, не меньшее значение, чем непосредственное участие этих стран в экономическом строительстве. Дело заключается в том, что проблема реализации продукции (при жестокой конкуренции империалистических держав и недостаточно емком внутреннем рынке, связанном, в частности, с низким платежеспособным спросом широких масс трудящихся) является одной из самых острых проблем иранского хозяйства и вызывает серьезное беспокойство в стране.

С эволюцией иранского хозяйства по буржуазному пути развития в условиях резкого усиления борьбы на мировом капиталистическом рынке разрешение проблемы сбыта не только не облегчается, но скорее затрудняется. У иранских официальных и особенно деловых кругов еще свеж в памяти кризис, который в конце 50-х —начале 60-х годов буквально поразил хозяйство и привел к разорению часть предпринимателей и купцов.

Между тем рост сотрудничества с социалистическими странами создает благоприятные возможности для успешного решения проблемы реализации. Это наряду с иными факторами обеспечивает государству необходимые предпосылки для эффективного привлечения к экономическому строительству средств частных лиц и компаний, что является мощным рычагом выполнения долгосрочных программ.

Ассигнования в объеме 230 млрд. риалов

На выполнение третьего плана государство предусматривало что более чем в 2,7 раза превышало ассигнования, установленные для осуществления второго семилетнего плана (84 млрд. риалов). Ежегодный прирост валового продукта намечался в размере 6%. В действительности затраты государства по третьему плану составили 204,6 млрд. риалов, из которых 180,9 млрд. риалов пошло на капиталовложения и 23,7 млрд. риалов — на «текущие расходы».

Тем не менее период третьего плана характеризовался необычайно высокими для Ирана темпами экономического развития когда рост валового национального продукта (в постоянных ценах) достиг 8,5% . Такие успехи во многом обусловливались активизацией частного сектора, капиталовложения которого в этот период намного превзошли инвестиции государства и составили 246,1 млрд. риалов вместо ожидавшихся 132 млрд. риалов.

Из 204,6 млрд. риалов ассигнований государства на выполнение третьего плана 53,8 млрд. риалов пошло на развитие транспорта и связи; 47,3 млрд. — сельского хозяйства и ирригации, 32 млрд. — электроэнергетической, нефтяной и газовой промышленности, 17,1 млрд. — обрабатывающей и добывающей, 12,2 млрд. — строительства, 7,2 млрд.— благоустройство городов, 17,5 млрд. — просвещения, 13,2 млрд. — здравоохранения и 4,3 млрд. риалов — на прочие затраты.

Распределение ассигнований государства, однако, лишь в незначительной степени отражало размещение общих капиталовложений, что обусловливалось чрезвычайной неравномерностью в распределении частных инвестиций. Главный поток их наблюдался в строительстве, промышленности и торговле, а капиталовложения частного сектора в сельское хозяйство составляли сравнительно незначительную сумму, что послужило одной из основных причин очень слабой технической оснащенности, медленного роста и неустойчивого развития этой отрасли.