Осуществление общественных преобразований < Развитие демократического движения :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Осуществление общественных преобразований

Осуществление общественных преобразований

Оно во многом облегчалось улучшением со второй половины 1962 г. отношений между Ираном и СССР, которые длительный период были прохладными. Улучшение советско-иранских отношений не только сыграло важную роль в упрочении международного и внутриполитического положения Ирана и тем самым в создании благоприятных условий для проведения преобразований, но и открыло возможности для Ирана в получении помощи СССР, а затем и других социалистических стран в строительстве различных объектов, т. е. в обеспечении предпосылок для успешного выполнения намеченной программы.

При этом следует отметить, что экономическая «помощь» США вопреки обещаниям официальных американских представителей даже уменьшилась. Так, со 105,7 млн. долл. в 1961 г. она сократилась до 87,3 млн. в 1962 г. и 74,1 млн. долл. в 1963 г Каковы же были реальные результаты осуществления программы социально-экономической реконструкции Ирана, и прежде всего аграрной реформы? Раздел основной массы земель (почти 15 тыс. селений), которые подлежали распределению на первом этапе аграрной реформы, был закончен в 1966/67 г..

Тем не менее завершение первого этапа реформы намного затянулось и фактически продолжалось вплоть до 1975 г. На конец октября 1974 г. мероприятия первого этапа охватили, по официальным данным, земли 16761 деревни и 1052 хуторов, из которых, однако, земли приблизительно 2 тыс. селений ранее принадлежали государству и шаху. Таким образом у полуфеодальных помещиков были изъяты земли около 14,8 тыс. селений. Учитывая, что земли значительной части названных селений не полностью подвергались распределению, у помещиков были отчуждены земли лишь несколько более 9  тыс. селений, или менее 7з принадлежавших им деревень. Участки получили почти 800 тыс. крестьян.

Повышение реальных доходов крестьян

Тем не менее осуществление программ первого и второго этапов аграрной реформы сопровождалось заметным. Рост их доходов, по авторитетному заключению английской исследовательницы Энн Ламбтон, был особенно ощутим в селениях, земли которых подвергались распределению в соответствии с программой первого и отчасти второго этапа аграрной реформы.

Этот рост доходов был следствием прежде всего меньшего размера в большинстве случаев выкупных взносов за приобретенную землю государству в сравнении с арендными платежами помещикам; эффективного запрещения взимания натуральных повинностей и прекращения произвола помещиков, нередко расширения посевов различных культур и повышения урожайности Материальное положение крестьян на землях, перешедших в их распоряжение на условиях долгосрочной аренды, улучшалось в ходе аграрной реформы в заметно меньшей степени. Это объяснялось, в частности, тем, что платежи за пользование землей (не учитывая роста доли крестьян на 5% на поливных землях и на 10% на богарных землях на первом этапе реформы) сохранялись в целом на прежнем уровне.

Еще более важное значение имело то обстоятельство, что помощь со стороны кооперативов и соответственно государства оказывалась крестьянам прежде всего на распределенных землях. Тем не менее и на арендованных землях крестьяне получили осязаемые экономические выгоды. Это проявлялось в запрещении обременительных натуральных повинностей, ликвидации произвольного повышения платежей за пользование землей и т. д.

Но в основе улучшения материального положения крестьян в ходе осуществления программы второго этапа аграрной реформы лежали скорее, подчеркивала Энн Ламбтон, не прямые экономические выгоды, а те экономические результаты, которые крестьяне получали в итоге «социального освобождения» от власти полуфеодальных помещиков, повышения их материальной заинтересованности в возделывании своих участков. И все же, если на распределенных землях крестьяне высказывали обычно удовлетворение аграрной реформой, то на арендованных землях нередко наблюдались случаи недовольства. Это, по-видимому, было одной из причин осуществления третьего этапа аграрной реформы.