Нефтяные монополии развитых капиталистических стран < Создание Европейского экономического сообщества :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Нефтяные монополии развитых капиталистических стран

Нефтяные монополии развитых капиталистических стран

Они были вынуждены принять все основные требования и 14 февраля 1971 г. в Тегеране было подписано соглашение между нефтяными монополиями и шестью странами Персидского залива (Абу-Даби, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Катар) об увеличении на 20—25% справочных цен на нефть (на 35—40 центов за баррель) сроком на пять лет в портах залива с последующим ежегодным повышением их на 5 центов за баррель.

Для компенсации возможных последствий инфляционных процессов эти цены должны были ежегодно повышаться на 2,5%  Это крупное сражение было выиграно странами — членами ОПЕК, в том числе Ираном, благодаря единству их действий и решительности в переговорах с нефтяными монополиями, поддерживаемыми империалистическими государствами.

Обострение противоречий между нефтяным картелем и нефтедобывающими странами и усиление топливного кризиса в США и Западной Европе подтолкнуло руководителей иранской политики на новое наступление на позиции МНК. В июне 1972 г. шах в своем выступлении на пресс - конференции в Лондоне заявил, что иранское правительство решило продлить срок соглашения с МНК, истекавший в 1979 г., еще на три пятилетних срока.

Выступая за сохранение «надежных отношений» с МНК, глава иранского государства отметил, что Иран считает соглашение с МНК выгодным для себя и не намерен добиваться участия в капиталах и операциях консорциума. Было отмечено, однако, что иранское правительство будет добиваться некоторых изменений в условиях расчета. Таким образом, Иран не стал поддерживать линию Саудовской Аравии, Кувейта и других стран, которые добивались участия в основном капитале нефтяных монополий.

Новый курс в области внешней политики

Он отразился и в отношении Ирана к пакту СЕНТО. К середине 60-х годов впервые иранские лидеры в известной мере подвергли публичной критике деятельность пакта. Появление этой новой тенденции было вызвано различными факторами внутреннего и внешнего порядка.

Правящим кругам Ирана все труднее становилось игнорировать политику мира, осуществляемую СССР и другими социалистическими странами, тем более что иранские общественные организации, например популярный Национальный фронт и другие оппозиционные организации, активно выступали за нейтралитет, указывая на проимпериалисгический характер СЕНТО.

Немаловажное значение для некоторой переоценки ценностей в отношении пакта имел рост антиимпериалистического движения на Арабском Востоке, и особенно иракская революции 1958 г., показавшая, что участие в проимпериалистйческих блоках не может гарантировать сохранение реакционного режима. Сильное впечатление на общественность Ирана оказала публикация в 1961 г. секретных документов СЕНТО, раскрывшая явный проимпериалисгический характер этого блока Военно-политические кризисы на Ближнем и Среднем Востоке в первой половине 60-х годов еще больше выявили прозападную сущность СЕНТО.

Как во время кипрского кризиса 1963—1964 гг., когда Турция искала поддержку у США и Англии, так и в период индо-пакистанского конфликта 1965 г., когда Пакистан обратился за помощью к своим западным союзникам по СЕНТО и СЕАТО, США и Англия заявляли, что СЕНТО создан для того, чтобы «оказывать сопротивление любой коммунистической угрозе и не может быть использован против региональных противников». Иран не нашел поддержку у западных союзников в отношении своих претензий на Бахрейнские острова.

Таким образом, в первой половине 60-х годов рельефно выявились разногласия между англо-американским империализмом, с одной стороны, и Пакистаном, Турцией и Ираном — с другой. Совсем не случайно пакистанский автор охарактеризовал СЕНТО как орудие США и Англии. Имея в виду отношение США и Англии к кипрской проблеме  и индо-пакистанскому конфликту, он писал: «Турция и Пакистан ясно поняли, что СЕНТО был средством для достижения целей Запада.