Распространение начального обучения на всей территории страны < Умиротворение иранского пролетариата :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Распространение начального обучения на всей территории страны

Распространение начального обучения на всей территории страны

В области начального образования, которое является бесплатным и обязательным, срок обучения в 1971/72 г. сократили с 6 до 5 лет и еще в середине 60-х годов предприняли шаги для, и в том числе в зонах племен. В 1969 г. в зонах расселения племен была 731 начальная школа для кочевников, где обучалось около 29,5 тыс. учащихся. Занятия в этих школах вели преподаватели — выходцы из племен, закончившие специальное педагогическое училище в Ширазе.

Общее число учащихся начальных школ (включая учащихся школ корпусов и частных школ) с 1,7 млн. в 1962/63 г. возросло до 2,4 млн. в 1967/68 г. и 3,5 млн. в 1972/73 г. . Начальное обучение в 1971/72 г. охватило около 53% детей в возрасте от 6 до 12 лет . Это свидетельство того, что Ирану, несмотря на высокие темпы роста начального обучения, потребуется еще немало лет для осуществления своей программы обязательного начального образования.

Тем не менее быстрое развитие системы начального образования в совокупности с деятельностью учрежденного в 1965 г. Национального комитета всемирной борьбы с неграмотностью и особенно корпусов просвещения уже привело к заметному повышении!) уровня грамотности населения . Грамотность среди населения в возрасте 7 лет и старше с 15,4% в 1956/57 г. возросла до 29,4% в 1966/67 г. и 36,9% в 1967/72 г.. С 1962/63 по 1972/73 г. уровень грамотности среди населения в возрасте от 10 до 44 лет возрос с 24 до 50% . Шах, выступая в сентябре 1972 г. на пятой конференции по образованию и отмечая успехи в борьбе с неграмотностью населения, подчеркнул, что неграмотность уже не представляет такой серьезной проблемы в Иране и следует акцентировать внимание на профессиональной подготовке кадров в городе и деревне.

Борьба с неграмотностью

Приведенные слова шаха, касающиеся итогов, по меньшей (мере являются преждевременными. С известным основанием эти слова можно отнести лишь к населению города, где уровень грамотности среди жителей в возрасте 7 лет и старше поднялся с 33,4% в 1956/57 г. до 50,4% в 1966/67 и 58,6% в 1971/72 г. (68,7%—среди мужчин и 48,1%—среди женщин) . В деревне же, несмотря на успехи, достигнутые в результате интенсивного развития начальной школы и активной деятельности корпусов просвещения, дело обстоит еще весьма неблагополучно.

Правда, следует учитывать, что накануне общественных преобразований деревня отличалась почти сплошной неграмотностью населения и в этой связи трудно было рассчитывать на крутой перелом в области ликвидации неграмотности и развития образования. Нельзя забывать и о необычайной живучести в деревне различных социальных предрассудков (что особенно давало себя знать в области женского образования), материальной необеспеченности значительной части сельского населения и т. д., и т. п.

Так или иначе, но уровень грамотности .населения иранской деревни остается очень (низким. В 1966/67 г., по данным (переписи населения, из общего числа жителей иранской деревни в возрасте 7 лет и старше было 15,1% грамотных (25,4% —среди мужчин и 4,3% —среди женщин), в 1968/69 г.— 18,3% (29,8%—среди мужчин и 5,8%— среди женщин). Как свидетельствуют итоги выборочных обследований сельских районов, за пять лет (1966/67—1971/72) число грамотных мужчин в иранской деревне увеличилось на 593,5 тыс., женщин — на 270,7 тыс. В результате уровень грамотности среди мужчин возрос до 33,1%, женщин — до 8,5%. Общий уровень грамотности населения иранской деревни составлял в 1971/72 г. 21,1%. При этом надо сказать, что из числа грамотных мужчин только 9,3%, а из числа грамотных женщин лишь 6,2% имели среднее и высшее образование.