Правительство и крупнейшие монополии США < Правительство генерала Фазлулла Захеди :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Правительство и крупнейшие монополии США

Правительство и крупнейшие монополии США

Они вовлекая Иран в агрессивный блок СЕНТО, заключая с иранским правительством двустороннее военное соглашение, направляя в иранскую армию сотни советников, добивались еще большего укрепления и расширения своих политических позиций в стране. А это, в свою очередь, создавало условия для еще большей экспансии в экономику страны американских монополий, а также монополий других развитых капиталистических стран.

Именно ради осуществления своих экономических и политических целей в этой стране США оказывали Ирану экономическую и военную помощь. Американская помощь сыграла важную роль в укреплении существующего в Иране режима. Известный американский журналист У. Липман в статье «Наша иранская проблема», опубликованной 14 и 15 декабря 1959 г. в «Нью-Йорк Геральд Трибюн», подчеркивал, что основная цель американской помощи в этой стране, это «поддержка шахского правительства». Глава иранского государства придавал огромное значение американской помощи.

Он пишет: «Доходами от сбыта нефти плюс великодушной американской помощью, как я отмечал, была возобновлена программа развития Ирана» Американская экономическая «помощь», оказанная Ирану в 1949—1962 гг., согласно официальным данным, составляла 404,2 млн. долл. Предоставленная США Ирану военная «помощь» в течение этих лет была оценена в размере 563 млн. долл.

Представители США организовали строгий контроль над расходованием предоставляемой помощи, чтобы она шла главным образом на такое расширение внутреннего иранского рынка, которое не противоречило интересам американских монополий. Значительная часть помощи шла на строительство дорог и аэродромов военного назначения, на оплату деятельности американских советников и специалистов. В 1955—1962 гг. США выделили Ирану займы на сумму 299,4 млн. долл.

Во второй половине 50-х годов серьезное значение приобрели и займы, полученные Ираном у находящихся под влиянием империалистических стран международных организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международного валютного фонда и ряда других организаций. Вторая половина 50-х — начало 60-х годов были периодом засилья иностранного, и особенно американского, частного капитала в Иране, усиление экспансии которого является одной из особенностей неоколониализма

Займы монополий США и других капиталистических стран

В целом стали важным фактором в расширении рынков сбыта промышленных товаров иностранных компаний в Иране. Ярким примером для подтверждения этого являются условия первого иранского займа у МБРР. Банк получил право контроля над расходованием займа. 47 млн. долл. из общей суммы займа в 75 млн. долл. предусматривалось использовать на импорт оборудования, цены на которые должны были быть подтверждены банком.

В соглашении о предоставлении кредита Банку развития промышленности и рудников Ирана Фондом займов развития США говорится, что минимум 50% импортированных за счет этого займа товаров не должны доставляться в Иран судами, «принадлежащими или находящимися под контролем коммунистических стран»  Эти и подобные условия по существу носили политический характер. В 1955—1962 гг. Иран получил от международных, американских, английских, французских и западногерманских финансовых и промышленных организаций займы и кредиты на сумму свыше полумиллиарда долларов. Они были очень обременительны для Ирана: выдавались на условиях от 3,5 до 6,25% годовых.

Если принять во внимание то, что по семилетнему плану на промышленность было выделено всего 15% его бюджета (или около 168 млн. долл.), а в действительности на промышленность было израсходовано всего 8% бюджета (93 млн. долл., или 7 млрд. риалов), станет очевидным, что эти займы, полученные в основном по линии Плановой организации, шли на строительство коммуникаций, имеющих во многом военностратегическое назначение, и на непроизводственные расходы. И так как строительство многих из этих объектов осуществляется иностранными фирмами, то сомнений не может быть в том, что большая часть этих займов вернулась в «свои» страны.