Интересы нефтяных компаний < Создание Европейского экономического сообщества :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Интересы нефтяных компаний

Интересы нефтяных компаний

Отсюда понятно, что взаимоотношения Ирана с этими монополиями и государствами, которые фактически представляют, приобрели особое значение. Не только прогрессивные организации, но и ряд представителей либеральной буржуазии и правых националистов еще в 1954 г. выступили против соглашения с МНК, отмечая, что оно ущемляет национальные интересы Ирана.

Однако лишь в конце 50-х годов, когда МНК снизил цены на иранскую нефть, что вызвало значительное уменьшение доходов Ирана, впервые представители правящих кругов подвергли соглашение с МНК острой критике. Указывая на то, что соглашение дает возможность нефтяным монополиям по - своему определять политику цен, сенатор Матин Даф - тари в феврале 1958 г. призвал подписавших это соглашение иранских деятелей приложить «все усилия для того, чтобы восстановить попранную справедливость».

Лишь в начале 60-х годов иранские власти стали требовать от входящих в МНК монополий не только выполнения принципов соглашения, но и соблюдения экономических интересов Ирана в некоторых важных вопросах. Особое недовольство иранской общественности и властей вызвало, как было отмечено, предпринятое нефтяными монополиями в конце 50-х годов двукратное снижение справочных цен на нефть, В результате этого снижения доходы Ирана и других нефтедобывающих стран Ближнего и Среднего Востока от нефти значительно упали. В ответ Иран и другие нефтедобывающие страны в 1960 г. основали Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК), основной целью которой была защита интересов членов этой организации перед лицом нефтяного империализма, и прежде всего восстановление ранее существовавшего уровня цен на сырую нефть.

Арендная плата

В начале 60-х годов общими усилиями членов ОПЕК, был подготовлен проект дополнительного соглашения. Чтобы воспрепятствовать объединению усилий членов ОПЕК нефтяной картель добивался раздельных переговоров с ними относительно этого проекта . Одним из первых подобное соглашение было заключено в 1964 г. между МНК и Ираном, одним из наиболее «лояльных» в отношении картеля нефтедобывающих стран. Суть этого соглашения состояла в том, что прибыли по принципу 50:50 отныне должны были распределяться после вычета.

Осуществление этого соглашения давало возможность Ирану, как было заявлено представителем ИННК в апреле 1969 г., получить не 50%, как раньше, а 56,2% прибылей  Вслед за заключением дополнительного соглашения осенью 1966 г. Иран выдвинул новые требования к МНК. Основными были требования об увеличении добычи нефти и повышении цены на нефть.

Первые переговоры, несмотря на противодействие МНК, завершились принятием некоторых требований Ирана. Во-первых, консорциум должен был увеличивать добычу и экспорт нефти ежегодно не менее чем на 12%; во-вторых, к марту 1967 г. МНК лишился 25% своей концессионной территории (64 тыс. кв. км); в-третьих, МНК обязался передавать ИННК в течение 1967—1971 гг. по льготным ценам дополнительное необходимое ей количество нефти для экспорта в социалистические страны  В январе 1968 г. началась новая серия переговоров между ИННК и МНК, пятый тур которых завершился лишь в марте 1969 г.

Одним из основных спорных пунктов на этих переговорах было требование иранской стороны об увеличении ежегодной добычи и экспорта нефти на 16,8%. Такой рост добычи нефти на территории, эксплуатируемой МНК, и экспорта ее был в состоянии обеспечить, по мнению иранских руководителей, необходимые для экономического развития страны доходы . Выдвигая требование об ежегодном увеличении добычи нефти на 16,8%, Иран исходил из резолюции, принятой ОПЕК в 1965 г. Эта квота нефтедобычи была основана ОПЕК на оценках роста потребления нефти в мире.