Иностранные монополии < Развитие демократического движения :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Иностранные монополии

Иностранные монополии

Это (США, Англии, ФРГ, Австралии и иных империалистических держав) проявили заметный интерес к инвестициям в сельское хозяйство Ирана, чему в немалой степени способствовало издание 27 мая 1968 г. закона об эксплуатации земель в районе крупных плотин с привлечением частного национального и иностранного капитала62.

Основным районом приложения иностранного капитала стали земли, орошаемые при помощи ирригационной системы в районе плотины на р. Диз в Хузестане, где под создание агро-индус триальных комплексов в 1969—1971 гг. в распоряжение учрежденных с этой целью с участием иностранного капитала пяти компаний было передано 67,6 тыс. га поливных земель.

В 1973 г. производство велось на 26,7 тыс. га. В Хузестане осуществляются и другие агро-индустриальные проекты. Помимо того, крупные агро-индустриальные проекты (как правило, с участием иностранного капитала и государства) осуществляются в районе плотины на р. Сефидруд в Гиляне, в Муганской степи, в районе Тегерана, в Казвине, в Хорксане, Фарсе и других провинциях Ирана.

Все эти и аналогичные проекты отражают ярко проявившийся в конце 60-х — начале 70-х годов и в настоящее время все более укрепляющий свои позиции в аграрной политике иранского правительства курс, направленный на решение задач развития производства в иранской деревне путем расширения деятельности крупных современных хозяйств. Эти идеи прослеживаются в большинстве выступлений официальных представителей Ирана по вопросу об экономических программах правительства.

Иранское государство

В 1972 г. на четвертом конгрессе защиты растений министр сельского хозяйства и природных ресурсов, в частности, заявил, что, совершив «социальную революцию» путем уничтожения в деревне режима «арбаби-райатн», встало перед проблемой осуществления структурных преобразований в области производства.

Суть этих преобразований, отмечал министр, заключается в замене мелких хозяйств крупными как на базе создания агро-индустриальных комплексов» акционерных обществ и т. д., так и на базе развития производственных кооперативов, ибо мелкие хозяйства (и в финансовом, и в производственном аспекте) не дают возможности эффективно использовать современную технологию, новейшие методы агрикультуры и пр.

Мероприятия по реконструкции аграрного строя Ирана мало затрагивали одну из самых насущных проблем сельского хозяйства Ирана — проблему искусственного орошения, хотя в ходе аграрных преобразований, причем главным образом на землях, которые подверглись разделу, вопросы водовладения и водопользования во многом находили разрешение в пользу крестьян— новых собственников.

Однако в значительной части источники воды и ирригационные сооружения оставались в руках помещиков, религиозных учреждений и иных состоятельных собственников, что создавало серьезные помехи для развития производства на землях крестьян и тем самым для развития сельского хозяйства в целом. Это обстоятельство, а также интересы развернувшегося в Иране широкого ирригационного строительства настоятельно требовали упорядочить использование водных ресурсов и добиться более эффективной их эксплуатации.

Выполнению этой задачи был призван служить закон от 29 июля 1968 г., который предусматривал национализацию всех наземных и подземных водных источников. И хотя закон сохранял ирригационные сооружения в руках прежних собственников, он облегчал условия использования этих сооружений и способствовал росту производства в деревне.