Импорт крупных партий продовольствия < Превращение Ирана в индустриально-аграрную страну :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Импорт крупных партий продовольствия

Импорт крупных партий продовольствия

Определенным основанием для такого утверждения служат как итоги первых двух лет выполнения плана в области сельского хозяйства, так и. В 1974/75 г. Иран, не говоря об импорте значительного количества мяса и иной продукции животноводства, фруктов и овощей, закупил за границей (правда, отчасти в счет 1975/76 г.) 3 млн. т пшеницы, 100 тыс. т муки, 400 тыс. т сахара, 300 тыс. т сырого растительного масла.

В связи со всем этим и по ряду других причин намеченные темпы роста валового продукта сельского хозяйства представляются завышенными. Это, в свою очередь, во многом ставит под сомнение выполнение неоднократно провозглашаемой официальными кругами задачи значительного повышения уровня доходов сельского населения и сокращения его разрыва с уровнем доходов городских жителей. Осуществление общественных преобразований, сопутствовавшие им высокие темпы развития хозяйства, которые сопровождались улучшением крайне тяжелого ранее положения основной массы трудящихся и вызвали поддержку «белой революции» большинством населения Ирана, привели к смягчению социальных противоречий что дало возможность властям сравнительно легко подавить сопротивление оппозиции (как правой, так и левой). Сколько-нибудь серьезных массовых политических выступлений в Иране в середине 60-х — первой половине 70-х годов не прослеживалось.

Тем не менее в этот период наблюдались неоднократные выступления различных мелкобуржуазных групп, имевших преимущественно экстремистский характер и вносивших известное напряжение во внутриполитическую обстановку страны. Основой недовольства служит фактическое отсутствие возможности реализации конституционных свобод.

Социал-реформистская политика

В достижении внутриполитической стабилизации в Иране очень важную роль сыграла. Ведущие принципы этой политики на современном этапе исторической эволюции стран Азии и Северной Африки, идущих по капиталистическому пути развития, в сочетании с методами принуждения во все возрастающих масштабах используются правительствами и буржуазией этих стран.

Социал-реформистская политика в Иране в отличие от большинства названных стран достигла гораздо более заметных итогов. Истоки этого лежат в более целеустремленном проведении иранским государством комплекса социально-экономических и социально-культурных мероприятий. Проведение этих мероприятий в сочетании со строгим контролем над общественным движением и запрещением оппозиционных политических партий, и прежде всего политических организаций рабочего класса, обусловило результативность этой политики.

В проведении социал-реформистской политики чрезвычайно важное место отводилось партии «Иране новин», которая при поддержке шаха захватила руководство в большинстве высших и низших административных и экономических учреждениях страны и наряду с двором взяла под строгий контроль все массовые общественные организации страны. С 1965 г. Ховейда, председатель политического бюро ныне распущенной «Иране новин», является бессменным главой правительства. Подавляющее большинство мест в правительстве занимали члены «Иране новин». 229 из 268 депутатов меджлиса XXIII созыва  и 27 из 30 избираемых депутатов в сенат VI созыва составляли фракцию партии в парламенте. Члены партии, как правило, осуществляли руководство провинциями и генерал-губернаторствами. «Иране новин» в 1972 г. имела большинство в 307 из 329 энджументов городов и шахрестанов. Общее число членов партии оценивалось в 1973 г. в 300 тыс. человек.

читывая же примыкавшие или входившие в партию в качестве коллективных членов общественные организации (90% членов рабочих синдикатов, значительную часть членов «корпусов революции», женских, молодежных и других организаций), можно с известными оговорками сказать, что «Иран-е новин» объединяла б 1973 г. деятельность почти 1 млн. человек, включавших представителей самых различных слоев населения страны.