Сравнительно низкий уровень грамотности среди женщин < Умиротворение иранского пролетариата :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Сравнительно низкий уровень грамотности среди женщин

Сравнительно низкий уровень грамотности среди женщин

Сохраняющаяся во многом дискриминация женщин в области трудовой и общественной деятельности, продолжающееся в значительной мере ограничение женщин в области семейного права и т. д. позволяет сказать, что женский вопрос в Иране еще далек от своего разрешения.

В то же время весьма прочно сохраняющиеся мусульманские предрассудки, традиции и обычаи (они отчасти культивируются властями путем поощрения деятельности различных исламских институтов) не оставляют надежд на удовлетворительное разрешение женского вопроса и в дальнейшем, во всяком случае в ближайшем будущем.

Успешное проведение общественных преобразований создало благоприятные условия для претворения в жизнь программы индустриализации и иных проектов развития хозяйства, которые осуществлялись в 60-х — начале 70-х годов в соответствии с третьим и четвертым планами развития страны. Эти планы были призваны сделать крупный шаг вперед на пути переустройства Ирана по капиталистическому образцу, добиться укрепления экономического потенциала страны и высоких и устойчивых темпов роста хозяйства и национального дохода.

В отличие от первого и второго семилетних планов рассматриваемые программы, особенно четвертый план, в известных пределах сами были органической частью общественных преобразований, отражали потребности этих реформ. Здесь фактически использовался опыт осуществления второго плана, когда экономические мероприятия, не подкрепленные общественными преобразованиями не только не принесли намеченных результатов, но в заметной степени стали одной из причин разразившегося в Иране в конце 50-х — начале 60-х годов экономического кризиса.

Финансовое и техническое содействие социалистических стран

Необходимые (и в ряде аспектов решающие) предпосылки для осуществления намеченных в третьем и четвертом планах проектов (прямо или косвенно) складывались и в итоге нормализации отношений Ирана с Советским Союзом и другими социалистическими странами.

Это позволило Ирану обеспечить себе, прежде всего СССР, в строительстве важных объектов, что в свою очередь в определенной степени стимулировало западные державы, стремившиеся к упрочению своего влияния в стране, к участию в выполнении проектов третьего и четвертого планов. Вместе с тем нормализация отношений с Советским Союзом и другими социалистическими странами, которая привела к укреплению положения Ирана на международной арене, способствовала созданию условий для проведения иранским государством внешнеполитического курса, содействующего упрочению суверенитета страны.

Это, в частности, неоднократно проявлялось в переговорах Ирана с западными нефтяными монополиями. В ходе этих переговоров Ирану, в условиях роста освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке и действия ряда иных благоприятных факторов, удалось добиться заметного увеличения своей доли от эксплуатации западными монополиями иранских нефтяных месторождений и других важных уступок.

Доходы государства от эксплуатации нефтяных месторождений (они являются главным источником финансовых поступлений в бюджет долгосрочных программ социально-экономического развития) в 60-х и особенно  начале 70-х годов резко возросли. Поступления Ирану от разработки нефтяных ресурсов Хузестана (на эти отчисления приходится подавляющая часть доходов государства от эксплуатации нефтяных месторождений страны) с 291,1 млн.