Серьезные экономические и политические затруднения < Политика «позитивного национализма» :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Серьезные экономические и политические затруднения

Серьезные экономические и политические затруднения

В этой связи во второй половине 50-х годов перед иранским государством, испытывавшим, со всей остротой встала задача преодоления социально-экономической отсталости, основной путь ликвидации которой оно видело в реконструкции хозяйства и общественного строя по капиталистическому образцу.

И хотя многие представители правящих кругов убедились в необходимости и даже неизбежности социально-экономических, и прежде всего аграрных, преобразований, осуществление этой задачи встречало упорное противодействие в среде самих правящих кругов, и особенно в среде крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего духовенства.

Опираясь на свою экономическую мощь и политическое влияние, занимая сильные позиции в парламенте и административном аппарате, они имели реальные возможности поставить трудопреодолимые препятствия для любых мероприятий, противоречивших их интересам, и прежде всего для проведения преобразований, вносивших глубокие изменения в общественный строй страны. Тем не менее во второй половине 50-х годов государство приступило к осуществлению серии мероприятий, призванных подготовить общественно-политическую почву и административный аппарат к проведению социально-экономических преобразований.

Выполнение этих задач было возложено на правительство д-ра Манучехра Экбаля, который стал премьер-министром 4 апреля 1957 г. Придя к власти, правительство Экбаля отменило военное положение в Тегеране, приказало вывести солдат с территории университета и сочло возможным допустить легальную деятельность умеренных партий и политических организаций. На общественной арене возобновили деятельность: партия «Иран» во главе с Ал - лаяром Салехом, Каземи и другими

Партия трудящихся Ирана

Она с лидером д-ром Багаи, партия «Третья сила» во главе с Халилом Малеки. Приступила к деятельности группа «Прогрессистов» с лидером Ахмедом Арамешем, включившая в программу основные принципы «позитивного национализма». Возник ряд организаций правого направления: Общество национального движения Ирана, Общество борьбы с коммунистической идеологией и т. д.

Одновременно в целях «оздоровления» парламентской жизни шах, используя опыт США, пытался создать двухпартийную систему. В 1957 г. на политической арене Ирана появились партия «Меллиун» во главе с премьер-министром Экбалем и «оппозиционная» партия «Мардом» с лидером Асадолла Алямом — одним из близких друзей шаха. Обе партии включали примерно один круг лиц — бюрократии, либеральных помещиков, предпринимателей и высших слоев интеллигенции.

Во многом схожи были и их программы, построенные на принципах лояльности трону и основных положениях «позитивного национализма». Разница состояла в том, что «оппозиционная» партия «Мардом» использовала более левую идеологию. В частности, «Мардом» выдвигала требования ограничения крупного землевладения, участия рабочих в прибылях предприятий, обеспечения общественных свобод в соответствии с принципами ислама и конституции Внешняя демократизация общественной жизни осуществлялась одновременно с укреплением и совершенствованием централизованной системы государственного управления.

С 1958 г. проводилась реорганизация ряда министерств и государственных учреждений. Плановая организация в феврале 1959 г. была лишена статуса самостоятельного учреждения и отдана под прямой контроль канцелярии премьер-министра. Было урезано и относительно автономное положение ИННК.

Пресечение взяточничества, казнокрадства и иных злоупотреблений чиновников

Правительство предприняло шаги по борьбе с коррупцией. Для была создана шахская инспекция, которая лишь за девять месяцев получила около 39 тыс. жалоб от населения. В аферах, связанных с подрядными работами, куплей-продажей участков под городское строительство, были замешаны высокопоставленные лица.

В 1958 г. правительство одобрило закон, запрещавший государственным служащим, депутатам парламента, членам правительства и семьи шаха участвовать в государственных сделках. В 1959 г. в подкрепление к этому закону, оставлявшему массу лазеек для злоупотреблений, правительство издало закон «Откуда взял?», по которому лица, состоявшие на государственной службе, должны были периодически представлять сведения о своих доходах и недвижимости. Государственные преобразования протекали в условиях постепенного усиления власти шаха, который все чаще брал на себя законодательную инициативу и все более активно вмешивался в функции исполнительной власти.

Происходило фактическое ограничение законодательных прав парламента и его возможностей надзора над деятельностью правительства, которая во все возрастающей степени контролировалась самим шахом. Расценивая власть шаха как важный фактор политической стабилизации, правящие круги Ирана всемерно содействовали ее усилению, Прикрываясь лозунгом «Национального и государственного единства», олицетворявшегося якобы в институте монархии. Решающее влияние на избрание премьер-министра перешло к шаху, хотя назначенная им кандидатура и должна была получить вотум доверия от обеих палат.

Шаху фактически принадлежало и право назначения министров (по рекомендации главы кабинета), генерал-губернаторов, губернаторов, начальников воинских соединений, послов и т. д. В 1957 г. были внесены исправления и дополнения в конституцию. Срок полномочий парламента был продлен с двух до четырех лет, а число депутатов меджлиса увеличено со 136 до 200. За шахом было закреплено неоднократно оспаривавшееся в прошлом право отлагательного вето на законопроекты и право роспуска парламента.