Благоустройство городов < Превращение Ирана в индустриально-аграрную страну :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Благоустройство городов

Благоустройство городов

В улучшении социального обеспечения жителей городов и деревни важное место отводится в Иране проектам, которые осуществляются на средства, выделяемые государством на (78,5 млрд. риалов, в том числе 1,4 млрд. риалов из средств обычного бюджета) и деревень (66,4 млрд. риалов, включая 4,6 млрд. риалов из средств обычного бюджета).

В соответствии с этими ассигнованиями предусматривается осуществление мероприятий по снабжению населения питьевой водой, улучшению местных путей сообщения, созданию современного коммунального хозяйства в городах, оказанию помощи комитетам борьбы с неграмотностью, развитию профессионального обучения в деревне и т. д. Специальный раздел в пятом плане предусматривает ассигнования государства в размере 32,75 млрд. риалов (в том числе 6,15 млрд. риалов из средств обычного бюджета) на развитие физического воспитания и спорта, движения бойскаутов и на работу с молодежью.

Рост внимания государства к молодежи, в 60-х — первой половине 70-х годов не раз выражавшей открытое недовольство нарушением конституционных свобод, является одним из проявлений усиления за последние годы контроля государством над общественно-политической жизнью страны. Таковы основные проекты пятого плана, призванные, используя резкое увеличение ассигнований государства и частного сектора на развитие промышленности и сельского хозяйства, экономической и социальной инфраструктуры, добиться упрочения и расширения сложившихся в значительной мере в ходе общественных преобразований и осуществления третьего и четвертого планов предпосылок для форсированного преодоления экономической отсталости на пути развития современных форм и методов производства.

Развитие иранского хозяйства

Успешное осуществление двух предшествующих долгосрочных программ, сопровождавшееся серьезными сдвигами в, и особенно промышленности и различных отраслей инфраструктуры, при последовательном проведении общественных преобразований, повышении платежеспособного спроса населения и его все увеличивающемся участии в экономическом строительстве, при росте сотрудничества Ирана с СССР и другими социалистическими странами, обеспечивающего ему финансовое и техническое содействие этих стран и емкий рынок для отечественных товаров, при расширении экономического сотрудничества с капиталистическими и развивающимися странами позволяет с известной долей уверенности утверждать, что имеются аргументы в пользу выполнения пятого плана. Однако такую уверенность можно высказать лишь в. отношении выполнения пятого плана в целом — этой очень крупной по масштабам Ближнего и Среднего Востока программы, охватывающей почти все области экономической и общественной жизни Ирана.

Если говорить о сельском хозяйстве (40,1% самодеятельного населения в 1972/73 г. и 34,1 % — в 1977/78 г.) с его преобладанием маломощных крестьян в земледелии и кочевого скотоводства при истощении пастбищ в животноводстве, с его отсталостью научно-технической базы и тесной зависимостью от погодных условий, с его слабым притоком частных инвестиций и т. д., то в, этой отрасли, невзирая на резкое увеличение ассигнований на развитие крупных современных хозяйств, осуществление проектов «зеленой революции» и пр., трудно пока рассчитывать на сколько-нибудь крупные сдвиги и тем самым создание устойчивой базы для выполнения плана. Во всяком случае, при сохранении отсталости производства в иранской деревне масштабы мероприятий в области сельского хозяйства еще не столько велики, чтобы в период пятого плана даже при благоприятных погодных условиях привести к удовлетворению нужд страны в продовольствии и сырье за счет собственного производства.