Ассигнования на развитие транспорта < Инвестиции государства и частного сектора :: Экономика Ирана 1950-1970гг
  Экономика Ирана 1950-1970 годов  

Ассигнования на развитие транспорта

Ассигнования на развитие транспорта

Второе место после промышленности в общих затратах по четвертому плану занимали и связи, в реконструкции которых на современной базе с оживлением экономической жизни и ростом внешнеэкономических связей Иран испытывал довольно острую нужду.

Ассигнования на осуществление различных проектов в области транспорта определялись в 107,4 млрд. риалов, из которых 87,5 млрд. приходилось на долю государства и 20 млрд. — частного сектора. Государство также направляло 20 млрд. риалов на развитие связи. В 1971 г. Плановая организация выделила 4,7 млрд. риалов дополнительных ассигнований на развитие транспорта и 25 млрд. риалов — связи.

Значительное место в четвертом плане уделялось строительству, причем капиталовложения частного сектора в этой отрасли (66,4 млрд. риалов) более чем в 3 раза превосходили инвестиции государства (20,1 млрд. риалов). В непосредственной связи с инвестициями в строительство осуществлялись капиталовложения в благоустройство городов — 17,7 млрд. риалов, а отчасти и деревень— 13,4 млрд. риалов, из которых 5,3 млрд. риалов приходилось на частный сектор.

Плановая организация по этим двум статьям выделила также 15,1 млрд. риалов на «текущие расходы». В 1971 г. Плановая организация увеличила ассигнования на строительство на 17,2  млрд. риалов, на благоустройство городов и деревень — на 2,5 млрд. риалов. Невиданные в истории Ирана ассигнования направлялись на развитие социальной инфраструктуры, и в первую очередь на расширение и укрепление системы просвещения, на которую возлагается проведение серии мероприятий по борьбе с неграмотностью, расширению И совершенствованию школы, сети среднего профессионального и высшего образования.

Затраты на развитие системы просвещения

Они устанавливались в размере 43 млрд. риалов, из которых 35 млрд. предусматривалось покрыть за счет Плановой организации и 8 млрд.— частного сектора. Ассигнования на развитие системы здравоохранения определялись в 25 950 млн. риалов, из которых 20 750 млн. риалов приходилось на государство и 5,2 млрд. — на частный сектор. В 1971 г. плановая организация сократила на 1,3 млрд. риалов ассигнования по линии системы просвещения и увеличила на 2,75млрд. риалов ассигнования на развитие здравоохранения.

Специальный раздел в четвертом плане в отличие от прошлых долгосрочных программ предусматривал ассигнования государства и частного сектора в размере 6,05 млрд. риалов на цели социального обеспечения. Выделение такого раздела, в значительной мере вызванное сдвигами в общественной структуре Ирана, вместе с тем свидетельствует о стремлении государства взять под контроль организации социального обеспечения, играющие немаловажную роль в общественной жизни страны.

С реализацией намеченных в 1968 г. на осуществление четвертого плана ассигнований предусматривалось, что ежегодный рост валового внутреннего продукта составит 9,4%. Но крупные дополнительные ассигнования со стороны государства и рост участия частного сектора в экономическом строительстве позволили заметно превысить эту цифру. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта достиг в период четвертого плана 12,7%, национального продукта — почти 12%. Намеченные показатели были превзойдены в большинстве отраслей, за исключением сельского хозяйства и строительства.

Опираясь на систематический и быстрый рост доходов от эксплуатации нефтяных месторождений, используя финансовое и техническое содействие СССР и других социалистических стран, увеличивая привлечение для осуществления различных экономических проектов западные монополии, всячески поощряя участие в экономическом строительстве частного сектора, Иран в 60-х — начале 70-х годов сумел добиться серьезных успехов в повышении экономического потенциала страны, и особенно в области промышленности и различных областей инфраструктуры.